Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Теоретическое изучение интеллектуального развития младших школьников
1.1 Интеллект и факторы интеллектуального развития
Развитие когнитивных процессов, таких как память, восприятие, мышление и воображение, является важным аспектом развития общих способностей человека.
У детей младшего школьного возраста можно выделить различные уровни этих способностей, такие как память, восприятие, воображение, мышление и речь, а также различные уровни учебных и творческих способностей. Кроме того, выделяются общие и специальные интеллектуальные способности [11, с. 43].
Интеллект можно рассматривать, как общую способность человека мыслить рационально, действовать разумно и успешно адаптироваться к жизненным условиям [21, с. 96].
Развитие интеллекта зависит от генетических факторов и наследственности, а также от эмоционального общения ребенка с взрослыми в первые годы жизни.
Качество общения и время, проведенное ребенком со взрослыми, играют важную роль в его интеллектуальном развитии. Взаимодействие с взрослыми способствует более быстрому развитию интеллекта у детей. Социальное положение семьи оказывает влияние на возможности создания благоприятных условий развития ребенка, его способностей и обучения, что в итоге влияет на повышение интеллектуального развития. Важными факторами также являются методы обучения, применяемые для развития способностей ребенка. Однако, традиционные методы обучения, сконцентрированные на передаче знаний, не уделяют достаточного внимания развитию способностей, интеллекта и творческих возможностей у человека.
Развитие интеллекта определяется теми же самыми факторами, что и развитие других органических функций, такими как генетика и другие врожденные факторы, а также воздействием окружающей среды [25, с. 72].
Генетические факторы представляют потенциал, который передается ребенку в наследственной информации от родителей. Мало известно о этих генетических факторах, но можно утверждать, что они влияют на направление интеллектуального развития индивида в определенной мере.
Некоторые хромосомные аномалии могут быть унаследованы, однако большинство из них связаны с нарушениями в процессе оплодотворения. Примером такой аномалии является синдром Дауна, проявляющийся в умеренной умственной отсталости, но компенсируемый социальными навыками. Главным фактором риска возникновения этого синдрома является возраст родителей.
Заболевания, которые проявляются во время беременности, имеют потенциально негативное воздействие на развитие ребенка. Упомянутые заболевания, такие как диабет, сифилис и краснуха, могут привести к серьезным последствиям. Например, краснуха у матери может протекать без симптомов, но заражение в первые месяцы беременности может вызвать необратимые дефекты зрения, слуха и интеллектуальных функций у ребенка.
Использование алкоголя, табака и лекарственных средств матерью может вызвать задержку в психическом развитии ребенка.
Интеллектуальная адаптация зависит от таких факторов, как социальный статус семьи, экономическое и культурное неравенство общества, этнические особенности и поведенческие особенности различных социальных групп, а также от качества и достаточности питания ребенка для его полноценного развития.
Общие интеллектуальные способности - это способности, необходимые для выполнения разнообразных видов деятельности. Они отвечают требованиям широкого круга смежных областей и включают в себя умственную активность, критическое мышление, систематичность, быструю умственную ориентацию, высокий уровень аналитической и синтетической деятельности, сосредоточенное внимание, восприятие, память, воображение, мышление и речь. Эти способности обеспечивают успешное выполнение деятельности, требующей высокоразвитого интеллекта и интенсивной умственной работы, направленной на развитие науки, техники, культуры и духовной жизни общества.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Асеев, В.Г. Младший школьный возраст [Текст] / В.Г. Асеев // Асеев, В.Г. Возрастная психология: учеб. пособие / В.Г. Асеев. - Иркутск, 2021. – 128 с.
2. Богатырева, А. В. Мышление и его развитие / А. В. Богатырева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 2 (12). — С. 57-59. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/87/3145/ (дата обращения: 21.03.2024).
3. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / Под ред. А.В. Петровского. - М.: Просвещение, 2023. - 389 с.
4. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования [Текст] / В.В. Давыдов. - М.: Просвещение, 2012. - 264 с.
5. Жалдак, Н.Н. Развитие логичности мышления у младших школьников [Текст] / Н.Н. Жалдак // Нач. шк. - 2013. - №7. -233 с.
6. Зак, А.З. Развитие теоретического мышления у младших школьников [Текст] / А.З. Зак. - М.: Просвещение, 2020. - 325 с.
7. Калмыкова, З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости [Текст] / З.И. Калмыкова. - М.: Просвещение, 2021. - 324 с.
8. Кузнецова, Д. А. Особенности развития мышления в подростковом возрасте / Д. А. Кузнецова, О. А. Братцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 22 (208). — С. 285-288. — URL: https://moluch.ru/archive/208/50908/ (дата обращения: 22.03.2024).
9. Купарадзе, Н. Педагогические условия развития умений критически мыслить у учащихся начальных классов [Текст] / Н. Купарадзе // Нач. шк. - 2023. - №8. – 190 с.
10. Лейтес, Н.С. Способности и одаренность в детские годы [Текст] / Н.С. Лейтес. - М.: Просвещение, 2020. - 354 с.
11. Линдсей, Г. Творческое и критическое мышление [Текст] / Г. Линдсей, К. Халл, Р. Томпсон // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления [Текст] / Г. Линдсей, К. Халл, Р. Томпсон. - М.: Просвещение, 2022. – 177 с.
12. Матюхина, М.В. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов /М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф. Прокина и др.; Под ред. М.В. Гамезо и др. - М.: Просвещение, 2018. – 256 с.
13. Низамова О. Н. Развитие интеллектуальных способностей младших школьников / О. Н. Низамова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 3 (29). — С. 36-38. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/168/5311/ (дата обращения: 23.03.2024).
14. Немов, Р.С. Методы психодиагностики мышления младшего школьника [Текст] / Р.С. Немов // Немов, Р.С. Психология: учеб. в 3-х кн. / Р.С. Немов. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд центр ВЛАДОС, 2012. - Кн.3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – 199 с.
15. Немов, Р.С. Умственное развитие младшего школьника [Текст] / Р.С. Немов // Немов, Р.С. Психология: учеб. в 3-х кн. / Р.С. Немов. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд центр ВЛАДОС, 2013. - Кн.2: Психология образования. - С.131-133.
16. Обухова, Л.Ф. Развитие мышления в младшем школьном возрасте [Текст] / Л.Ф. Обухова // Обухова, Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против / Л.Ф. Обухова. - М.: Просвещение, 2021. – 211 с.
17. Рензулли, Дж. Модель обогащающего школьного обучения [Текст] / Дж. Рензулли, С. Рис // Основные концепции одаренности и творчества / Под ред.Д.Б. Богоявленской. - М.: Просвещение, 2020. – 111 с.
18. Репкин, В.В. Формирование орфографического навыка как умственного действия [Текст] / В.В. Репкин // Вопросы психологии. - 2011. - № 2. – 145 с.
19. Романовская, З.М. Развитие речи и мышления в системе обучения академика Л.В. Занкова [Текст] / З.М. Романовская // Нач. шк. - 2012. - №8. – 233 с.
20. Рубинштейн, С.Л. Развитие мышления ребенка [Текст] / С.Л. Рубинштейн // Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб: Питер, 2013. – 566 с.
21. Савенков, А.И. Диагностика детской одаренности как педагогическая проблема [Текст] / А.И. Савенков // Педагогика. - 2013. - №10. – 344 с.
22. Саидова, З. Х. Мышление как высшая форма познавательной деятельности человека / З. Х. Саидова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 7 (111). — С. 334-336. — URL: https://moluch.ru/archive/111/27122/ (дата обращения: 28.03.2024).
23. Смирнова, А. С. Особенности развития мышления в младшем школьном возрасте / А. С. Смирнова, Л. В. Левицкая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 11 (115). — С. 1783-1785. — URL: https://moluch.ru/archive/115/31154/ (дата обращения: 24.03.2024).
24. Халперн, Д. Психология критического мышления [Текст] / Д. Халперн. - СПб: Питер, 2023. - 201 с.
25. Хеляер, К.А. Диагностика и развитие одаренных детей и подростков [Текст] / К.А. Хеляер // Основные концепции одаренности и творчества // К.А. Хеляер. - М.: Просвещение, 2020. – 444 с.
26. Хабибулоева, Д. С. Развитие интеллектуальных операций мыслительных способностей младшего школьника в учебной деятельности / Д. С. Хабибулоева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 34 (220). — С. 123-125. — URL: https://moluch.ru/archive/220/52435/ (дата обращения: 22.03.2024).
27. Эльконин, Д.Б. Психология обучения младшего школьника [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М.: Просвещение, 2010. - 365 с.